Состав якорного устройства
Якорное устройство должно:
обеспечивать надежную стоянку судна на рейдах и в открытом море;
удерживать на месте судно, стоящее одновременно на якоре (якорях) и на швартовах;
служить одним из средств снятия судна с мели;
способствовать управлению судном в стесненных условиях плавания.
Рис. 2.1. Состав якорного устройства судна: 1 — становой якорь; 2 — якорная скоба; 3 — вертлюг; 4 — якорная цепь; 5 — бортовой клюз; 6 — якорная труба; 7 — палубный клюз; 8 — цепной стопор; 9 — винтовой стопор; 10 — брашпиль; 11 — цепная труба; 12 — цепной ящик; 13 — устройство экстренной отдачи якорной цепи
Название якорных устройств на английском
Якоря, применяемые на судах (рис. 2.2), по конструкции разделяются на три большие группы:
I — якоря, имеющие шток и зарывающиеся в грунт одной лапой. Якоря адмиралтейского типа.
II — якоря втяжные, без штока, зарывающиеся в грунт двумя лапами. На судах наибольшее применение получили якоря Холла, Грузона, Болдта.
III — якоря повышенной держащей силы. Для длительной и прочной стоянки судов применяются мертвые якоря, которые обычно имеют большой вес и особую конструкцию, обеспечивающую надежное сцепление с грунтом.
Рис. 2.2. Якоря: а) — адмиралтейский; б) — Холла; в) — Матросова; г) — Грузона
К судовым якорям относятся: становые, запасные, стоп-анкеры, верпы, дреки, ледовые и кошки.
Становые якоря постоянно заведены в клюзы и служат для постановки на якорь (рис. 2.3). Для выполнения основного назначения становой судовой якорь должен обладать хорошей держащей силой, при этом быстро забирать грунт, а также повторно входить в грунт после срывов (рис. 2.4); сохранять постоянство держащей силы при перемене направления якорной цепи; при подъеме легко отделяться от грунта, обладать компактностью, быть прочным, простым в изготовлении и дешевым.
Рис. 2.3. Якорь Холла: 1 – скоба; 2 – веретено; 3 – лапы; 4 – коробка
Рис. 2.4. Процесс забирания грунта якорем с поворотными лапами
По Правилам Регистра РФ становые якоря, якорные цепи для судов подбирают по характеристике снабжения (табл. 2.1), которая рассчитывается по формуле:
Nc = Δ 2/3 + 2Bh + 0,1A,
Δ — водоизмещение судна при осадке по летнюю грузовую ватерлинию;
В — ширина судна, м;
h — высота от летней грузовой ватерлинии до верхней кромки настила палубы самой высокой рубки, м;
А — площадь парусности на длине судна L, считая от летней грузовой линии, м2. Учитывается площадь парусности только корпуса, надстроек и рубок шириной более чем 0,25 В. Определение судового снабжения по характеристике снабжения.
Таблица судового снабжения по характеристике снабжения
Запасные якоря по конструкции и весу идентичны становым и хранятся в специально отведенных местах на палубе или трюме.
Стоп-анкеры служат для удержания судна в определенном направлении, они обычно заводятся с кормы и составляют по весу 1/3 станового якоря.
Верпы служат для тех же целей, что и стоп-анкеры. Вес верпа – 1/2 веса стоп-анкера.
Дреки — небольшие шлюпочные якоря.
Кошки — трех или четырехлапые якоря, имеющие вес в несколько килограмм. В основном служат для отыскания затонувших или вылавливания плавающих предметов.
Держащая сила якоря передается судну через якорную цепь, один конец которого прикреплен к якорю, а другой крепится на судне (рис. 2.5).
Держащая сила якорной цепи невелика. В зависимости от грунта она составляет 10 — 50% от массы цепи, лежащей на грунте. Однако при динамических нагрузках якорная цепь действует как амортизатор, и поэтому чем больше длина вытравленной цепи, тем меньшую нагрузку испытывает якорь.
Для обеспечения наибольшей держащей силы якоря минимальная длина вытравленной цепи должна быть такой, чтобы сохранялось горизонтальное положение веретена.
Суммарная длина обеих цепей для становых якорей должна определяться согласно характеристике снабжения данного судна.
Толщину якорных цепей измеряют по диаметру сечения звена в месте его соприкосновения с другим звеном. Диаметр указанного сечения называется калибром цепи.
Рис. 2.5. Звенья якорной цепи
Якорные цепи комплектуют из отдельных смычек, которые в зависимости от их расположения в цепи разделяются на:
Якорная смычка (рис. 2.6) должна иметь вертлюг, предотвращающий закручивание цепи, и концевую скобу, соединяемую со скобой якоря.
Рис. 2.6. Якорная смычка: 1 — веретено якоря; 2 — скоба якоря; 3 — концевая скоба; 4 — концевое звено; 5 — усиленное звено; 6 — вертлюг; 7 — нормальное звено
Промежуточные смычки должны иметь длину 25 − 27,5 м и состоять из нечетного числа звеньев. Звенья цепей должны иметь поперечную распорку — контрфорсы. Наиболее употребительное звено для соединения смычек якорных цепей — Кентера (рис. 2.7).
В процессе эксплуатации судна большему изнашиванию подвергаются первые смычки якорной цепи, так как судно чаще становится на якорь на небольших глубинах. Для равномерного изнашивания якорной цепи после определенного периода эксплуатации первые смычки расклепывают и переставляют к коренной. Иногда переворачивают якорную цепь. Если смычки были соединены при помощи скоб, то их необходимо переставить спинками к якорю.
Соединительные звенья и скобы не обладают равной прочностью по всем направлениям. Это надо учитывать и не допускать, чтобы при постановках на якорь и съемках с него соединительные скобы (звенья) работали на изгиб — под нагрузкой не ложились на форштевень, не останавливались на звездочке и в подобных положениях.
Рис. 2.7. Разборка звена Кентера
Якорные цепи обязательно маркируют (рис. 2.8).Способов маркировки применяется несколько.
Один из них следующий:
на первой смычке — последнее звено с распоркой первой смычки и первое звено с распоркой второй смычки окрашивают в белый цвет, а на распорки этих звеньев кладут марки из нескольких шлагов отожженной (мягкой) проволоки;
на второй смычке — два звена с распорками в конце второй смычки и два таких же звена в начале третьей смычки окрашивают в белый цвет, а на распорки вторых звеньев накладывают проволочные шлаги;
на третьей смычке — окрашивают соответственно по три звена с распорками третьей и четвертой смычек, а проволочные шлаги накладывают на распорки третьих звеньев.
Такую же разбивку производят на четвертой и пятой смычках. Начиная с конца шестой смычки, порядок разбивки повторяют . При отдаче или подъеме якоря необходимо довольно точно знать, сколько якорной цепи вытравлено за борт. Об этом находящийся на баке помощник капитана сообщает на мостик.
Имеющуюся на звеньях краску следует подновлять при каждом удобном случае. Поврежденные проволочные марки нужно немедленно заменять новыми, при этом не следует накладывать на железную цепь марки из медной проволоки.
Рис. 2.8. Маркировка якорной цепи
Коренная смычка якорной цепи крепится в цепном ящике к корпусу при помощи специального устройства, имеющего привод на верхнюю палубу (рис. 2.9). Усилием, прилагаемым к рукоятке привода, освобождается откидной гак с заложенным за него концевым звеном, в результате чего якорная цепь полностью отдается.
Якорную цепь на судах укладывают в цепной ящик — расположенный под брашпилем (рис. 2.10). На современных судах цепные ящики — узкие и высокие, что облегчает самоукладывание цепи без опасности ее заваливания. Укладка якорной цепи в такой ящик требует только надзора.
Рис. 2.9. Крепление коренного конца цепи: 1 — переборка цепного ящика; 2 — ниша; 3 — якорная цепь; 4 — откидной гак; 5 — обух; 6 — рычаг; 7 — упорный ролик; 8 — тяга привода
Рис. 2.10. Цепной ящик
Каждая якорная цепь должна иметь не менее трех стопоров. Стопоры разделяются на стационарные и переносные.
Ленточный стопор относится к стационарным и располагается на брашпиле. Палубные стопоры бывают двух типов — винтовые и с накидным палом (рис. 2.11 – 2.13). Винтовые стопоры применяются для якорных цепей, калибр которых не превышает 72 мм. Для цепей большего диаметра – стопоры с накидным палом.
К переносным палубным стопорам относятся цепные стопоры, состоящие из куска цепи, один конец которой крепят за обух на палубе или за кнехты, а другой конец, снабженный глаголь-гаком или вилкой (каргой), закладывают в якорную цепь.
Рис. 2.11. Палубные стопоры: а) — винтовой; б) — закладной; в) — маятниковый; г) — цепной; 1 – дуга; 2 — зажимная колодка; 3 — винтовой шпиндель; 4 — рукоятка; 5 — подушка; 6 — палубный обух; 7 — винтовой талреп; 8 — глаголь-гак; 9 — якорная цепь
Рис. 2.12. Винтовой стопор
Рис. 2.13. Маятниковый стопор
Все палубные стопоры предназначены для надежного крепления якорной цепи при якорях, втянутых в клюзы. Удержание якорной цепи при отданном якоре осуществляется при помощи ленточного стопора.
Якорные и палубные клюзы служат для пропуска якорной цепи в корпусе судна (рис. 2.14). Палубные клюзы закрываются специальными крышками для предотвращения попадания воды на палубу и в цепные ящики.
Рис. 2.14. Палубные и якорный клюзы
Подъемные механизмы якорного устройства бывают с горизонтально расположенным ведущим валом – брашпили, с вертикально расположенным – шпили и якорно-швартовные лебедки.
Рис. 2.15. Брашпиль со швартовной лебедкой: 1 — турачка; 2 — ленточный стопор; 3 — маятниковый стопор; 4 — палубный клюз; 5 — барабан со швартовным тросом; 6 — пульт управления брашпилем
Брашпиль (шпиль) – это электрическая или гидравлическая машина, служащая для отдачи и выборки якоря (рис. 2.15). Шпили на баке в основном устанавливаются на судах большого водоизмещения, пассажирских и специализированных.
Источник
Якоря ПДС 5510 ГОСТ 25496-82, доставка из Владивостока
Нажмите на ссылку и мы подберем для товара правильную категорию.
Купить якоря ПДС 5510 ГОСТ 25496-82 с доставкой в любую точку Владивостока и других городов РФ от НПК «Специальная металлургия-Новосибирск».
Якорь – это металлическая конструкция, изготовленная методом литья, ковки или сварки, предназначенная для обеспечения стоянки плавсредств путем сцепления его с подводным грунтом. Крепится на якорную цепь или трос.
Основные технические характеристики якоря:
Размер якоря выбирают в соответствии с размером судна. Также при выборе якоря важно учитывать два критерия:
- удерживающую силу конструкции;
- поверхность дна.
Типы якорей и их назначение:
- становые — для удержания судна на стоянке, размещается в носовой части;
- вспомогательные — для предотвращения разворота судна, размещается в корме в дополнение к становому;
- мертвые — для продолжительной стоянки плавучих объектов на одном месте;
- завозы — для удержания специализированных судов на несудоходной мели.
- якорь Матросова;
- якорь Холла;
- якорь Адмиралтейский;
- якорь ПДС;
- якорь грибовидный;
- якорь лепестковый;
- якорь-кошка;
- якорь Брюса.
Данный прайс-лист носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ищете качественную сертифицированную продукцию с доставкой в срок от надежного поставщика?
Приобретайте напрямую у ООО «НПК «Специальная металлургия-Новосибирск» во Владивостоке. Цена на продукцию зависит от объема заказа, места отгрузки и условий оплаты.
Сотрудничая с нами, вы заключаете договор с надежным поставщиком. У нас налажены отношения с заводами-производителями, а сортамент превышает 1500 наименований.
- консультацию грамотных специалистов;
- сокращение расходов на логистику;
- контроль качества продукции;
- полную безопасность на всех этапах заказа;
- выгодные условия сотрудничества постоянным клиентам.
Предлагаем 2 схемы торговли:
- из наличия: выбираете необходимый материал, отправляете на электронную почту запрос и карточку предприятия, выставляем счет, оплачиваете, забираете сами, или мы привозим металл на склад.
- под изготовление: отправляете техническое задание с указанием размеров, марки материала и ГОСТа или ТУ. Далее, наше производство рассчитывает возможность, сроки и сумму заказа, мы выставляем счет-спецификацию и заключаем договор, где прописаны все нормативные пункты изготовления. После, производим продукцию и доставляем до склада.
Полный спектр услуг НПК «Специальная металлургия» включает в себя:
Источник
3.5. Стопоры для якорных цепей и якорей
Для крепления якорной цепи во время стоянки корабля на якоре и временного задержания якорной цепи при работе с нею устанавливаются стационарные и переносные стопоры.
Стационарные стопоры применяются для временного задержания якорной цепи при работах с нею. Они устанавливаются между якорным клюзом и шпилем на линии прохождения якорной цепи. К стационарным стопорам, имеющим наибольшее распространение на кораблях ВМФ, относятся: винтовой фрикционный, винтовой и кулачковый.
В и н т о в о й ф р и к ц и о н н ы й с т о п о р (рис. 3.25) представляет собой плиту, которая в средней части имеет желоб для прохода звеньев якорной цепи и с каждой стороны приливы с отверстиями для штырей, соединяющих нащечины с плитой. Вращая рукояткой через сухарь-гайку винт, имеющий на одном конце правую, а на другом левую нарезку, нащечины можно поставить либо в сомкнутое, либо в разомкнутое положение. В сомкнутом положении нащечины прижимают горизонтально идущее звено якорной цепи к плите и стопорят якорную цепь. Дуга, которая устанавливается на всех стационарных стопорах, служит для предотвращения выскакивания якорной цепи из стопора при быстром ее вытравливании.
Рис. 3.25. Винтовой фрикционный стопор:
1 – рукоятка; 2 – сухарь-гайка; 3 – нащечина; 4 – винт; 5 – дуга; 6 – штырь; 7 – плита стопора
В и н т о в о й с т о п о р (рис. 3.26) представляет собой плиту, которая в средней части имеет желоб для прохода вертикально расположенных звеньев якорной цепи и с каждой стороны приливы с отверстиями для присоединения с помощью штырей нащечин к плите стопора. При вращении через сухарь-гайку рукоятки, насаженной на конец винта, имеющего на одном конце правую, а на другом левую резьбу, нащечины можно поставить либо в сомкнутое, либо в разомкнутое положение. В сомкнутом положении горизонтально идущее звено якорной цепи упирается в нащечины и якорная цепь стопорится.
Рис. 3.26. Винтовой стопор:
1 – плита стопора; 2 – нащечина; 3 – штырь; 4 – винт; 5 – сухарь-гайка; 6 – дуга; 7 – рукоятка
К у л а ч к о в ы й с т о п о р (рис. 3.27) состоит из литой наклонной подушки с желобом для вертикально идущих звеньев якорной цепи и колодки, опускающейся с помощью эксцентрикового кулачка и рукоятки. При опущенной колодке горизонтально идущее звено якорной цепи упирается в выступ подушки и якорная цепь стопорится.
Рис. 3.27. Кулачковый стопор:
1 – дуга; 2 – подушка; 3 – рукоятка; 4 – кулачок; 5 – колодка
Переносный стопор (рис. 3.28) служит для закрепления якорной цепи при стоянке корабля на якоре. Он состоит из отрезка якорной цепи с общими и концевыми звеньями. На одном конце цепи имеется специальный гак со скобой, на другом – скоба, служащая для крепления стопора к палубному обуху. Гак представляет собой захват, состоящий из двух частей, которые запираются скобой; скоба стопорится чекой, входящей в отверстие верхней части захвата. Чека крепится к гаку цепочкой.
Рис. 3.28. Переносный стопор:
1 – чека; 2, 3, 7 – скобы; 4, 6 – концевые звенья; 5 – общее звено; 8 – гак; 9 – цепочка чеки
Походное крепление якоря (рис. 3.29) предназначено для крепления якоря в клюзе на ходу корабля и представляет собой отрезок якорной цепи, на концах которого имеются глаголь-гак и талреп. Походное крепление заводится за скобу якоря, крепится скобами к палубным обухам и обтягивается талрепом, прочно закрепляя якорь в клюзе.
Рис. 3.29. Походное крепление якоря:
1 – скоба якоря; 2 – отрезок цепи; 3 – талреп; 4, б – скобы; 5 – концевая скоба якорной цепи; 7 – глаголь-гак
Читайте также
Глава 7. Обслуживание цепей оперативного тока
Глава 7. Обслуживание цепей оперативного тока 7.1. Источники оперативного тока на ПС Вторичные цепи электростанции (ПС) — это совокупность кабелей и проводов, соединяющих устройства управления, автоматики, сигнализации, защиты и измерения электростанции или ПС (ГОСТ
7.4. Контроль изоляции цепей оперативного тока
7.4. Контроль изоляции цепей оперативного тока В процессе обслуживания установок постоянного тока необходим контроль изоляции токоведущих частей относительно земли.Выбор метода определения места повреждения (ОМП), например, КЛ, является исключительно сложным процессом
10.4. Последовательность операций при включении и отключении электрических цепей
10.4. Последовательность операций при включении и отключении электрических цепей В электрических цепях операции с коммутационными аппаратами выполняются в определенной последовательности и, кроме того, с предупреждением возникновения аварийных ситуаций и повреждения
10.7. Последовательность операций при отключении и включении электрических цепей на ПС, выполненных по упрощенным схемам
10.7. Последовательность операций при отключении и включении электрических цепей на ПС, выполненных по упрощенным схемам На ПС, выполненных по упрощенным схемам, как правило, отсутствуют сборные шины и выключатели со стороны ВН, но обязательно имеются выключатели со
7.2. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правило экологической пирамиды. Структура и дина
7.2. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правило экологической
3.2. Классификация и основные технические данные якорей
3.2. Классификация и основные технические данные якорей По назначению якоря подразделяются на становые и вспомогательные.Становые якоря предназначены для удержания корабля на месте. Корабли снабжаются двумя становыми якорями; катера водоизмещением до 35 т –
3.3. Типы якорей
3.3. Типы якорей Якорь Холла – втяжной с поворотными лапами; основной тип станового якоря для кораблей ВМФ. Якорь (рис. 3.3) состоит из веретена и коробки, отлитой заодно с двумя лапами. В средней части коробки имеется сквозное овальное отверстие, куда входит утолщенная часть
Знаю, на место цепей крепостных / Люди придумали много иных
Знаю, на место цепей крепостных / Люди придумали много иных Из стихотворения «Свобода» (1861) Н. А. Некрасова (1821 — 1877).Иносказательно о долгом, сложном пути к свободе, о многочисленных препятствиях, лежащих на пути к
На место цепей крепостных / Люди придумали много других
На место цепей крепостных / Люди придумали много других Из стихотворения «Свобода» (1861) Н. А. Некрасова (1821 — 1877): Знаю, на место цепей крепостных Люди придумали много других. Иносказательно о невозможности добиться совершенного общественного
Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир
Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир Фраза из «Манифеста Коммунистической партии» (1848), написанного Карлом Марксом (1818— 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820— 1895).Конец гл. 4, последний абзац: «Пролетариям нечего в ней (революции. — Сост.) терять,
9. Употребление якорных буйков
9. Употребление якорных буйков Употребление якорных буйков в портах, особенно при наличии большого движения судов, нецелесообразно и даже запрещается, так как буйреп может быть намотан на винт проходящими судами.На открытых рейдах применение буйков может оказаться
СОДЕРЖАНИЕ 1. СТОПОРЫ (СТОПОРНЫЕ УЗЛЫ) 1.1. СТОПОР «БЫСТРОГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ». УЗЕЛ ТИПА «КЛИНЧ» 1.2. СТОПОР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЗЛА ТИПА «ДАНКЭН» 2. УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ЛЕСОК 2.1. ТРОЙНОЙ РЫБАЦКИЙ УЗЕЛ 2.2. СОЕДИНЕНИЕ «ПЕТЛЯ В ПЕТЛЮ» 2.3. УЗЕЛ «КРОВНЫЕ УЗЫ» 2.4. ДВОЙНОЙ СКОЛЬЗЯЩИЙ УЗЕЛ ТИПА «ГРИННЕР» 2
СОДЕРЖАНИЕ 1. СТОПОРЫ (СТОПОРНЫЕ УЗЛЫ) 1.1. СТОПОР «БЫСТРОГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ». УЗЕЛ ТИПА «КЛИНЧ» 1.2. СТОПОР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЗЛА ТИПА «ДАНКЭН» 2. УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ЛЕСОК 2.1. ТРОЙНОЙ РЫБАЦКИЙ УЗЕЛ 2.2. СОЕДИНЕНИЕ «ПЕТЛЯ В ПЕТЛЮ» 2.3. УЗЕЛ «КРОВНЫЕ УЗЫ» 2.4. ДВОЙНОЙ СКОЛЬЗЯЩИЙ
1. СТОПОРЫ (СТОПОРНЫЕ УЗЛЫ)
1. СТОПОРЫ (СТОПОРНЫЕ УЗЛЫ) Стопорные узлы, сформированные из монофильной лески или из нити (лучше всего — шерстяной) и завязанные поверх основной лесы, чаще всего применяются в оснастках для поплавочной ловли, использующих скользящий поплавок с одной или двумя точками
Источник
Как работает плавучий якорь?
Подавляющее большинство людей хотя бы примерно, но представляют себе, как работает обычный якорь ( вот так ), и уж точно все знают, для чего он нужен. А о плавучем якоре практически никто не знает, кроме, конечно, тех людей, которые знакомы с морским делом.
Давайте начнем знакомство с плавучим якорем с литературных источников. Джек Лондон достаточно внятно описал принцип его работы в знаменитом романе «Морской волк»:
То есть, основное назначение плавучего якоря понятно – это не удержание судна на одном месте, а, прежде всего, удержание дрейфующего судна носом против ветра. Это сильно уменьшает вероятность того, что судно захлестнет волна. Кроме того, этот якорь значительно тормозит и дрейф судна.
Довольно часто плавучий якорь входит в комплект спасательных плотов ПСН-6, ПСН-10 и прочих, да и вообще он часто используется в спасательных средствах. Также он часто используется и на парусных судах.
Конечно, тот плавучий якорь, который соорудил Хэмфри из «Морского волка» был собран из подручных средств и должен был работать не очень эффективно. Современный якорь по принципу действия напоминает обычный парашют, да в общем-то и похож на него.
Плавучий якорь представляет собой конусовидную, пирамидальную или другую похожую конструкцию, изготовленную из ткани и имеющую в основании металлическую основу. Опустив якорь с носа судна, тканевый купол наполняется водой под действием смещения судна и разворачивается. Сопротивляясь течению, наполненный водой купол разворачивает судно по направлению ветра.
К куполу очень часто прикрепляется буек на длинном тросе, что позволяет визуально наблюдать местоположение плавучего якоря.
За неимением плавучего якоря можно использовать и подручные средства. Например, обычное ведро (а еще лучше два) для удержания лодки по ветру вполне подойдет.
Источник