Таможенный союз ЕАЭС 2021
Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз. Объем взаимной торговли товарами между государствами – членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) за январь 2021 г., исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств – членов ЕАЭС во взаимной торговле, составил 4,2 млрд. долл. США, или 103,3% к уровню января 2020 г
Цели Таможенного союза
Содержание
Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:
- увеличение рынка сбыта;
- стимул для производства качественной конкурентоспособной продукции;
- защита рынка стран, входящих в ЕАЭС.
Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:
- отменить таможенные пошлины, тем самым уменьшив цену товара, а значит, сделав ее более конкурентоспособной;
- унифицировать методы оценки качества продукции;
- создать единое таможенное пространство, что позволило ускорить бюрократические процедуры;
- дать возможность гражданам стран ЕАЭС иметь равные условия трудоустройства.
Какие страны входят в ЕАЭС?
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2021 году:
- Республика Беларусь;
- Российская Федерация;
- Республика Армения;
- Республика Казахстан;
- Кыргызская Республика.
В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2021 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.
История создания Таможенного союза
1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).
Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.
1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.
2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.
Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.
2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.
Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.
2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).
2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.
2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.
В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.
2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.
2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.
2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.
2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.
2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.
Противоречия в евразийском Таможенном союзе
Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.
Основные проблемы ЕАЭС:
- применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
- неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
- системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
- недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.
Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.
На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.
В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.
Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:
- санкции против России от США и Европейского союза;
- конфликт России с Украиной;
- кризисы на Ближнем Востоке.
Практика применения таможенных соглашений
Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:
- упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
- улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
- увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
- позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.
Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:
- Беларусь – 23,7%;
- Россия – 22,4%;
- Казахстан – 21,7;
- Армения – 32%;
- Кыргызстан – 24,7%.
Краткие выводы
- Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
- Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
- Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
- Страны, входящие в ЕАЭС в 2021 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
- В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
- Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.
Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС
Какие страны входят в Таможенный союз?
В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.
В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?
Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.
Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?
Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.
Что такое ЕврАзЭС?
ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.
Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?
Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.
Какой орган регулирует работу ЕАЭС?
Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.
Кто является председателем ЕАЭС?
Председатель меняется каждый год. В 2021 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.
«Таможенный кодекс ЕАЭС»
Искоскова М.В — Начальник отдела таможенного законодательства ЕЭК;
Овчинников А.В. — Заместитель начальника отдела ГУОТО и ТК ФТС России; Ковригина Н.Г. – Начальник отдела ГУОТО и ТК ФТС России;
Чижова И.А. — Советник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС
России
Будут рассмотрены наиболее актуальные вопросы в связанные с
вступлением в силу Нового Таможенного кодекса ЕАЭС.
Источник
Евразийский экономический союз: каких перемен ждать в налоговой сфере
На базе Таможенного союза (ТС) с 2015 года создается Евразийский экономический союз (ЕАЭС). 29 мая 2014 года Россией, Белоруссией и Казахстаном (на сегодняшний день все три этих государства входят в Таможенный союз) был подписан соответствующий договор оЕвразийском экономическом союзе. Парламенты этих стран на момент подписания номера уже ратифицировали документ, а это означает, что, как и планировалось, Евразийский союз заработает в полную силу с 1 января 2015 года.
Ожидается, что следующим членом ЕАЭС в самое ближайшее время станет Армения. Договор о присоединении Республики Армения к договору о Евразийском экономическом союзе был подписан в Минске 10 октября 2014 года. И осталось дождаться только официальной ратификации этого договора армянским парламентом и парламентами остальных стран-участниц.
Также вероятными кандидатами на вступление являются Киргизия и Таджикистан. Официальные лица первого государства планируют подписать договор о присоединении к ЕАЭС в 2015 году, а таджикские чиновники пока не ставят конкретных сроков по присоединению к союзу.
ЕАЭС дополняет экономические возможности прежних структур
Договор о создании Евразийского экономического союза официальные лица называют новым этапом интеграции государств-участников. В чем же отличия ЕАЭС от действующих на текущий момент аналогичных структур?
Зона свободной торговли СНГ, в которую в 2011 году вошли Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины». А экспортные пошлины фиксируются на определенном уровне с перспективой поэтапной отмены. Однако на практике существуют множественные исключения.
В частности, такие изъятия из общих правил Россия применила в 2014 году в отношении Молдавии, которая подписала и ввела в действие договор об ассоциации с ЕС. А Украина под угрозой отмены режима беспошлинной торговли с Россией была вынуждена отложить вступление в силу такого же соглашения с Евросоюзом.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, помимо абстрактного декларирования принципа стремления к беспошлинной торговле между странами-участницами, предусматривает жесткое согласование общей таможенной политики при торговле с третьими странами. Для этого с 1 января 2010 года на территории России, Белоруссии и Казахстана были введены единый таможенный тариф, единая система нетарифного регулирования и порядок взимания косвенных налогов. Единый таможенный кодекс начал действовать с 1 июля 2010 года. Кроме того, был устранен ряд несоответствий в национальных законодательствах.
Единое экономическое пространство в рамках этих же трех государств подразумевает создание унифицированных правил по свободному перемещению не только товаров, но и рабочей силы, услуг и капитала. Действует оно с 2012 года.
В рамках создания такого пространства стороны объявили о том, что они «будут проводить согласованную макроэкономическую политику, основанную на единых принципах и правилах конкуренции и регулирования деятельности естественных монополий». И «применять единые подходы к поддержке промышленности и сельского хозяйства, а также к осуществлению госзакупок».
Насколько успешно реализованы эти намерения, судить сложно. Теперь тем же самым стороны займутся в рамках ЕАЭС.
Евразийский экономический союз в дополнение к предыдущим стадиям межгосударственной интеграции ставит целью выработку общей торговой, денежной, налоговой политики. Кроме того, в рамках ЕАЭС создаются наднациональные управляющие, контрольные и судебные органы:
- высший евразийский экономический совет;
- евразийская экономическая комиссия;
- комиссия по сырьевым ресурсам (устанавливает цены и квоты на сырьевые товары и энергоносители, координирует политику в области добычи, продажи золота и других драгоценных металлов и др.);
- фонд по делам экономического и научно-технического сотрудничества, формирующийся за счет вкладов стран ЕАЭС (финансирует перспективные наукоемкие экономические и научно-технические программы, оказывает помощь в решении ряда задач, в том числе правовых, налоговых, финансовых, экологических и т. д.);
- комиссия по межгосударственным финансово-промышленным группам и совместным предприятиям;
- международный инвестиционный банк ЕАЭС;
- международный арбитраж ЕАЭС;
- комиссия по вводу расчетной денежной единицы;
- комиссия по экологии.
Изменения налогового и таможенного регулирования минимальны
Таким образом, ЕАЭС претендует на то, чтобы в течение следующих 10 лет стать новым интеграционным объединением с общим экономическим регулированием, устроенным по типу Евросоюза. Следующей ступенью после Таможенного союза и единого экономического пространства. Договор о создании ЕАЭС, в частности, регулирует достаточно широкий круг отношений, в том числе в сферах внешней торговли, интеллектуальной собственности, налогообложения. Впрочем, в налоговые правоотношения договор о создании ЕАЭС революционных изменений не привнесет.
Непосредственно с вступлением в силу договора три ключевых документа Таможенного союза в области косвенного налогообложения утратят свою силу. Речь, в частности, идет:
- о соглашении от25.01.08 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»;
- о протоколе от11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе»;
- о протоколе от11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе».
Вопросам налогообложения в договоре посвящены три статьи (ст. 71–73) и приложение № 18. Фактически можно сказать, что все перечисленные выше документы Таможенного союза перекочевали в договор о Евразийском экономическом союзе.
К примеру, под экспортом товаров в договоре понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Под импортом — ввоз товаров налогоплательщиками на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена. Аналогичные определения понятию экспорта и импорта содержатся сейчас в соглашении от25.01.08 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе».
Однако важно отметить два новых принципиальных момента, которых ранее не было в налоговом законодательстве Таможенного союза.
Передача товара в иностранный филиал НДС не облагается
В соответствии с пунктом 6 статьи 72 договора косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена товаров в связи с их передачей с территории другого государства-члена в пределах одного юридического лица.
Ранее документы Таможенного союза не содержали правил налогообложения товаров, передаваемых между головной организацией и ее филиалом в другом государстве Таможенного союза. Приходилось руководствоваться разъяснениями Минфина России и налоговых органов, которые в целом разделяли позицию о том, что, так как филиал не является самостоятельным юрлицом, передача ему товаров не признается реализацией, в связи с чем не облагается НДС. В частности, ФНС России высказывала такое мнение в отношении передачи товаров из головной компании, находящейся на территории Республики Беларусь, в филиал в России (письмо от30.09.11 №ЕД-4-3/16146@). А в письме от23.01.12 №03-07-13/01–02 уже Минфин России разъяснил, что при перемещении товаров между головной организацией, находящейся в России, и ее филиалом в Казахстане перехода права собственности на товары не происходит и НДС не уплачивается.
Однако на практике в настоящее время такой подход разделяют налоговые органы не всех стран. Так, если российская организация передает какое-либо имущество своему филиалу в Казахстане, налоговые органы этого государства считают эту операцию импортом товаров и требуют уплатить ввозной НДС по ставке 12 процентов. С вступлением в силу договора о Евразийском экономическом союзе будет действовать прямая и логически правильная норма, регулирующая данный вопрос.
Впрочем, пока налогообложение остается суверенным правом каждого государства, такое регулирование может привести и к налоговым рискам. Ведь для целей налогообложения получается, что, к примеру, у казахстанского филиала, которому передан товар из российской головной компании, нет права принять НДС к вычету в Казахстане. При этом формально у российского головной компании право на вычет НДС есть. При условии что товар будет далее использован в облагаемой НДС деятельности, пусть и на территории другого государства. Главное, что оно входит в ЕАЭС. Однако здесь российский налоговый орган может придумывать различные основания, требуя от российской головной компании восстановить НДС в отношении рассматриваемого товара.
Все граждане стран ЕАЭС уравнены для целей НДФЛ и страховых взносов
В статье 73 «Налогообложение доходов физических лиц» договора закреплено правило, согласно которому в рамках Евразийского экономического союза с первого дня работы по найму к физическим лицам — нерезидентам должна применяться ставка подоходного налога, установленная для резидентов.
Это означает, что с выплат гражданам Казахстана, Белоруссии или Армении российские работодатели будут с первого дня их трудовой деятельности удерживать НДФЛ по ставке 13 процентов. В отношении россиян, приехавших на заработок в Казахстан или Армению, указанное правило ничего не изменит, поскольку на данный момент в этих странах ставки подоходного налога для резидентов и нерезидентов не дифференцируются и составляют соответственно 10 и 26 процентов. Но в Белоруссии различия в ставках есть (12% против 15%).
Кроме того, в число отменяемых договором о ЕАЭС правовых актов попало и соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19.11.10. Что вызовет изменения в миграционном регулировании. Так, в статье 1 соглашения от 19.11.10 трудовая деятельность рассматривается исключительно как деятельность на основании трудового договора. А в договоре о ЕАЭС понятие «трудовая деятельность» включает и выполнение работ (оказание услуг) на основании гражданско-правового договора (п. 5 ст. 96 договора оЕАЭС). А работник с гражданством государства ЕАЭС теперь будет называться «трудящийся государства-члена», а не «трудящийся-мигрант».
В результате российские работодатели с 2015 года получают право привлекать к трудовой деятельности граждан стран — членов ЕАЭС без учета внутренних миграционных ограничений. Для таких работников больше не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в России (п. 1 ст. 97 договора оЕАЭС). При въезде гражданина страны ЕАЭС необходимо оформить лишь миграционную карту (п. 7 ст. 97 договора оЕАЭС), да и то, если он въехал в Россию без процедуры прохождения пограничного контроля (п. 8 ст. 97 договора оЕАЭС).
Впрочем, новшеством это будет лишь в отношении граждан Армении. Жители Казахстана и Белоруссии и до этого могли работать в России без соблюдения большинства миграционных ограничений.
Уравнивание в правах граждан стран — членов ЕАЭС коснулось и страховых взносов. Страховой стаж трудящихся государств — членов ЕАЭС с 2015 года будет засчитываться в общий страховой стаж для целей социального страхования. В связи с чем социальное страхование трудящихся из стран ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что предусмотрены для граждан Российской Федерации (п. 3 ст. 98 договора оЕАЭС). То есть с выплат временно пребывающим на территории России работникам из стран ЕАЭС нужно платить все страховые взносы во внебюджетные фонды РФ.
Напомним, что на текущий момент подпунктом 15 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ предусмотрено, что суммы выплат в рамках трудовых отношений с лицами, временно пребывающими в России, освобождены от уплаты страховых взносов. Однако пенсионные взносы по ставке 22 процента могут уплачиваться, если работник в общей сложности в течение календарного года трудится в компании более шести месяцев (п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от15.12.01 №167-ФЗ).
С 2015 года к иностранным работникам — гражданам стран — членов ЕАЭС, временно пребывающим на территории России, применяются те же нормы, что и к российским работникам. Что в общем случае увеличит размер тарифа страховых взносов до 30 процентов.
Источник
Чем отличаются члены Таможенного Союза от ассоциированных стран партнеров?
При оформлении сертификатов соответствия техническим регламентам Таможенного Союза предприниматели нередко путают условия, на которых осуществляют сделки страны, собственно, входящие в состав ЕАЭС и страны-партнеры.
Таможенный союз или союз ЕАЭС (ЕврАЭС) — торгово-экономическая интеграция России, Белоруссии, Азербайджана, Армении и Киргизии, изначально основанная еще в 1995 году. Киргизия стала последней из официальных стран-членов ЕАЭС, присоединившейся к союзу летом 2015 года.
Также в настоящий момент кандидатами, подавшими заявку на вступление в Союз, являются Таджикистан (заявка от 26.09.2012 года), Сирия (заявка от 20.10.2013 года) и Тунис (заявка от 14.01.2015 года).
Сотрудничество стран-участниц Таможенного Союза предусматривает:
- Принятие совместных решений об утверждении технических регламентов и иных нормативов качества и безопасности товаров (утверждает Евразийская экономическая комиссия);
- Применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров внутри территории стран Таможенного Союза;
- Взимание НДС и акцизов российскими налоговыми органами при импорте товаров в Россию из стран Белоруссии и Казахстана;
- Перечисление средств от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России (85,33%), Казахстана (7,11%) Белоруссии — 4,55%, Киргизии — 1,9% и Армении — 1,11%.
Таким образом, торговля внутри стран ЕАЭС проходит по единым нормативам, по общему согласованию и с отсутствующими ставками НДС. Реализацию товара, выпущенного в Таможенном Союзе, легко отследить на территории других государств-членов, проверить его качество и место производства.
Ассоциированные страны партнеров Таможенного Союза
Согласно основному определению, ассоциированным партнером называется лицо, являющееся основным партнером или акционером какой-либо организации, обладающее правом совершения сделок, но не обладающее правом голоса при принятии решений.
В случае с ЕАЭС ассоциированными партнерами Союза являются государства, не являющиеся его официальными членами, но подписавшие соглашение о создании зоны свободной торговли. Таковым называется международное сотрудничество, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором.
В июне 2015 года соглашение о создании зоны свободной торговли со странами ЕАЭС подписал Вьетнам, а по состоянию на май 2015 года стать ассоциированными участниками Таможенного Союза выразили желание 40 государств, среди них — Египет и Китай, с которыми уже ведутся переговоры о вступлении.
Ассоциированное членство означает, что страна, желающая стать участником зоны свободной торговли, заключает соглашение не с одним государством ЕАЭС, но со всем союзом, и решение о расширении зоны свободной торговли также принимается советом руководства стран и обсуждением ЕЭК.
Подводя итоги: Таможенный союз — утвержденное экономическое соглашение между пятью странами, в рамках которого действуют единые нормативы и преференции, а также принимаются совместные торговые решения. Ассоциированные страны партнеров — государства, заключившие соглашение о свободной торговле с ЕАЭС, но официально не являющиеся его членами и не имеющие права голоса при обсуждении каких-либо изменений.
Источник
О Таможенном союзе и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют таможенный союз.
Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
Страны Таможенного союза имеют общую таможенную территорию, которая определяется рамками границ государств, заключивших договор и являющихся членами организации. Таким образом, была создана более серьезная организация, которая имеет намного больше полномочий и, соответственно, больше людей в своем штате, чтобы полностью контролировать все процессы. 1 января 2012 года официально начала свою работу Евразийская экономическая комиссия (ЕАЭС)
Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
В состав Евразийского экономического союза входят страны-участники Таможенного союза: основатели — Россия, Белоруссия и Казахстан — и недавно вступившие государства, Киргизия и Армения.
Нормативные документы по Таможенному союзу и ЕАЭС
— Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (утверждено Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года №317;
— Решение Комиссии Таможенного союза от 2 марта 2011 года №570 «О внесении изменений в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)»;
— Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года №831 «О внесении изменений в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)»;
— Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 года №102 «О внесении изменений в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)»;
— Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) (утверждено Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года №317;
— Решение Комиссии Таможенного союза от 2 марта 2011 года №569 «О внесении изменений в Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования. предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору);
-Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 февраля 2016 года №14 «О внесении изменений в Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)»;
— Единые формы ветеринарных сертификатов (утверждено Решением Комиссии таможенного союза от 18 ноября 2010 года №455);
— Положение о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза (утверждено Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года №317;
— Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2014 года №94 «О положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору);
— Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года №880);
— Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 декабря 2013 года №67;
— Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 декабря 2013 года №68;
— Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года №881 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки».
Источник