Единый таможенный тариф Таможенного союза: общая характеристика
1. Он является наднациональным нормативным документом. ЕТТ утвержден Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств 27 ноября 2009 г. № 18. Тариф публикуется с учетом ежегодных изменений, утверждаемых Комиссией Таможенного союза (ныне Коллегией Евразийской экономической комиссии) [2, с. 2]
2. Ставки ввозных таможенных пошлин сгруппированы на основе Единой ТН ВЭД Таможенного союза. Поэтому ЕТТ Таможенного союза содержит ставки ввозных таможенных пошлин, распределенных на 21 раздел и 97 товарных групп единой ТН ВЭД Таможенного союза. [ 2 ]
3. Сферой действия единого тарифа является единая таможенная территория стран Таможенного союза, которая составила теперь свыше 20 млн. км2. При этом совокупная площадь территории трех государств. Таким образом, рыночное пространство, на котором действуют ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС заметно расширилось. По сравнению с Таможенным тарифом Российской Федерации – на 17%. По сравнению с Таможенным тарифом Республики Казахстан сфера действия выросла в 7,35 раза, по сравнению с национальным таможенным тарифом Республики Беларусь – в 96,5 раза. [5]
4. Единый таможенный тариф ТС включает свыше 11000 ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых для тарифного обложения импортных товаров из третьих стран (сейчас более 11200 ставок). Таким образом, ЕТТ ТС – это система ставок ввозных таможенных пошлин, количество которых точно равняется количеству подсубпозиций единой ТН ВЭД Таможенного союза [3]
5. Ставки ввозных таможенных пошлин группируются по способу их расчета (исчисления). В ЕТТ абсолютно преобладают адвалорные ставки (в % от таможенной стоимости), их доля составляет свыше 80% общего количества ставок включая также и специфические ставки этого тарифа. Кроме того применяются и комбинированные ставки ввозных пошлин. Однако эти ставки определяются только по I методу (адвалорная, но не менее специфической). К сожалению, комбинированные ставки, определяемые по II и III методу в Едином тарифе ТС пока не применяются. [2]
6. Единый таможенный тариф Таможенного союза является конвенционным. В отличие от национальных таможенных тарифов стран-участниц ТС, которые позиционировались только как автономные. Это значит, что ЕТТ Таможенного союза имеет договорное происхождение. Он был разработан на базе унификации национальных таможенных тарифов. Основой этой унификации выступил Таможенный тариф Российской Федерации, действовавший до создания Таможенного союза.
7. Важнейшей характеристикой любого таможенного тарифа является содержащееся в нем количество колонок. Колонки определяют то число различных ставок ввозных таможенных пошлин, которыми может облагаться один и тот же импортный товар (подсубпозиция) при различных экономических и политических условиях. ЕТТ Таможенного союза является одноколонным тарифом. Он включает лишь базовые ставки («ставки ЕТТ ТС»), применяемые в торговле только с теми странами, которые имеют режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле с государствами Таможенного союза. Ставки других колонок (преференциальные и т.д.) непосредственно в Едином таможенном тарифе не представлены. Исключение составляют лишь ставки сезонных таможенных пошлин, включенные в текст Единого таможенного союза (новелла ЕТТ ТС). В отличие от Таможенного тарифа Российской Федерации. [5]
9. На основе указанного шага (5%) выделяются и уровни ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС. Они равняются следующим значениям: 0%; 5%; 10%; 15%; 20% [2]. За некоторыми исключениями ЕТТ ТС характеризовался 5 (пятью) уровнями ставок ввозных таможенных пошлин (1 колонка).
Однако после вступления России в ВТО произошло очередное, очень масштабное изменение ставок ЕТТ ТС (свыше 1000 подсубпозиций). Причем в сторону понижения ставок тарифа. Именно здесь Комиссия Таможенного союза (в порядке исключения) применила другую величину шага ставки (2%). Однако прежний размер шага ставки остается преобладающим в структуре ЕТТ Таможенного союза.
10. И, наконец, о мегатарифах в Едином тарифе Таможенного союза. Как известно, под мегатарифами принято понимать такие ставки таможенных пошлин, величина которых превышает уровень 100% от таможенной стоимости облагаемого товара. В ЕТТ Таможенного союза также имеется пример такого мегатарифа. Речь идет о ставках ввозных пошлин при импорте на спирт этиловый неденатурированный и спиртовые настойки (подсубпозиции 2207 10000 0 и 2 207 20 000 0). Ставка ЕТТ ТС равна 100%, но не менее 2 евро за 1 л. [2, с. 146]
1. Единый таможенный тариф Таможенного союза (по состоянию на 19.08.2010 г.). – М.: ФТС России, 2010-572 с.
2. Единый таможенный тариф Таможенного союза (по состоянию на 01.01.2012 г.). – М.: ФТС России, 2011. – 574 с.
3. Подробнее об этом см.: Вестник Курганского государственного университета. Серия. Гуманитарные науки. Выпуск 8. – 2012. — № 4 (26). С. 6-9.
4. О многоколонности таможенного тарифа РФ см.: Салийчук В.Ф. Экономический рост: специфика и безопасность: Монография. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012.
Источник
Единый таможенный тариф ТН ВЭД ЕАЭС
Импортеры товаров в Россию работают, учитывая положения Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Рассмотрим назначение и особенности применения данного документа.
Единый таможенный тариф Таможенного Союза: определение
В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) — это перечень ставок, по которым рассчитываются ввозные таможенные пошлины на товары, импортируемые из третьих стран и классифицированные на основании единой Товарной номенклатуры стран ЕАЭС. Под «третьей страной» в данном случае понимается любое государство, не входящее в состав ЕАЭС. Таким образом, ЕТТ ЕАЭС применяется Россией и всеми остальными странами-участниками данного объединения (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) как межгосударственный нормативный акт, действующий на его территории.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 года, Единый таможенный тариф Евразийского Таможенного Союза применяется в целях обеспечения интеграции стран ЕАЭС в мировую торговлю, рационализации структуры импорта на территорию объединения, формирования условий для модернизации производства и потребления продукции в государствах ЕАЭС, а также обеспечения поддержки экономики стран данного Союза в целом.
При этом, каждое государство Союза обязано обеспечить задействование товаров, по которым исчислены более низкие ставки пошлин в сравнении с теми, что определены ЕТТ ЕАЭС, только в пределах собственной территории, а также принять меры по запрету перемещения соответствующей продукции в другие государства Союза без доплаты разницы между национальными пошлинами (при их наличии) и пошлинами по ЕТТ ЕАЭС (п. 6 ст. 42 Договора о ЕАЭС).
Как правильно «читать» Единый тариф? По сути, очень просто. Выше мы отметили, что товары, по которым исчисляются пошлины на основании ЕТТ ЕАЭС, классифицируются по единой Товарной номенклатуре. Таким образом, основной источник информации по товарам, в отношении которых применяется Единый таможенный тариф — ТН ВЭД ЕАЭС, введенная тем же решением Совета ЕАЭК № 54.
По существу, тариф на товар состоит из двух составляющих — идентификатора товара, которым, собственно, выступает его код по ТН ВЭД ЕАЭС, и конкретной ставки в рублях. Также в структуре тарифа присутствуют единицы измерения параметров товаров, по которым применяются ставки.
Ставки, приведенные в ЕТТ ЕАЭС, представлены двумя категориями: адвалорными ставками (в процентах от стоимости импортируемых товаров) и фиксированными (устанавливающими минимальную пошлину — например, не менее определенной суммы за килограмм или иную единицу измерения объема товара). Во многих случаях по определенным типам товаров последовательно применяются обе разновидности ставок.
Единый таможенный тариф ЕАЭС: как применяется
Ставки, которые закрепляет Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, используются самими экспортерами для расчета пошлин, и контролирующими органами — для проверки корректности такого расчета при ввозе товаров из стран, в отношении которых устанавливаются пошлины по соответствующим ставкам.
По общему правилу, установленные ЕТТ ЕАЭС ставки применяются в номинальной величине, которая закреплена в действующей редакции решения № 54 в отношении импорта товаров из любых стран (приказ ФТС России от 02.08.2012 № 1560). Исключение — случаи предоставления тех или иных тарифных преференций по правилам ЕАЭС, а также задействования режима свободной торговли. Так, ставки, которые устанавливает Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, применяются в величине:
- 75% от номинальной — в отношении товаров, которые импортируются из развивающихся государств, пользующихся единой системой тарифных преференций ЕАЭС (в соответствии с перечнем таких товаров, закрепленным в Решении Совета ЕАЭК от 13.01.2017 № 8);
- 0% — в отношении продукции, ввозимой из наименее развитых стран, пользующихся единой системой преференций (в соответствии с приложением № 3 к Решению Комиссии ТС от 27.11.2009 № 130).
Основания для применения указанных льготных ставок закреплены в п. 2 и 3 ст. 36 Договора о ЕАЭС. Соответствующие тарифные преференции вводятся в целях содействия экономическому развитию, которое оказывается со стороны ЕАЭС, развивающихся и наименее развитых стран, которые участвуют в пользовании единой системой преференций (п. 1 ст. 36 Договора).
Законодательством ЕАЭС могут определяться специальные условия применения тарифов по ЕТТ ЕАЭС. Так, в соответствии с п. 1 ст. 44 Договора о ЕАЭС, в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции, ввозимой из третьих стран на территорию объединения, допускается введение тарифных квот в случае, если аналогичная продукция производится на территории ЕАЭС. В свою очередь, из п. 2 ст. 44 договора следует, что соответствующая продукция, импортируемая в рамках квоты, облагается по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС.
Допускается также установление временных ограничений на применение тарифов по ЕТТ ЕАЭС в отношении отдельных типов товаров. Так, в соответствии с решением Совета ЕЭК от 23.04.2014 № 15, на период с момента вступления данного решения в силу и до 30 апреля 2018 года ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды рыбы, предусмотренные Единым таможенным тарифом по умолчанию, устанавливались в величине 0%. Подобные меры призваны содействовать приобретению предприятиями ЕАЭС различных производственных ресурсов по льготной цене. В случае с решением № 15 рыбоводческие хозяйства, к примеру, получили возможность закупить дешевле, благодаря нулевым таможенным пошлинам, живую рыбу и оплодотворенную икру, и за счет этого обеспечить рост производства собственной продукции.
Время от времени перечень ставок по ЕТТ ЕАЭС может корректироваться. Причины тому самые разные. В их числе, например, обязательства России в рамках участия в деятельности ВТО. Так, в соответствии с решениями Совета ЕЭК от 29.03.2016, было обновлено несколько сотен ставок по различным товарам, отраженным в действующей на тот момент редакции Единого таможенного тарифа ЕАЭС.
Источник
Новые ставки таможенных пошлин на ввоз товаров согласно ТНВЭД и ЕТТ
С 23 августа 2012 года в связи с вступлением России в ВТО (Всемирную Торговую Организацию) начали действовать новые ставки ввозных таможенных пошлин на всей территории Таможенного Союза: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В приложении к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года за № 54 можно ознакомиться с новой редакцией единого таможенного тарифа (ЕТТ), в котором содержится свод этих ставок, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
Все разделы и группы товарной номенклатуры остались прежними и принципы отнесения товаров к той или иной группе тоже остались без изменений. То есть при классификации учитывается материал, степень изготовления и функции, которые ввозимый товар выполняет.
Изменения произошли внутри групп: 291 код был добавлен, 188 кодов удалено и на 1147 товарных позиций ставки таможенной пошлины были изменены в сторону снижения.
Это затронуло разные отрасли, в том числе продовольственные товары, текстильную продукцию, промышленные товары, машиностроение и прочие.
Частично снижены ставки на таможенное оформление ввозимых транспортных средств и оборудования:
Наименование позиции / Код ТН ВЭД | Новая ставка | Старая ставка |
---|---|---|
Автобетономешалки новые / код 8705400001 | 15% | 25% |
Автобетономешалки б/у / код 8705400005 | 15% | 4.4 евро за см3 |
Новые грузовые автомобили полная масса не более 5т., объем двигателя более 2500 м3 / код 8704213100 | 10% | 25% |
Бывшие в эксплуатации грузовые автомобили полная .масса не более 5т., объем двигателя болеем 2500 м3 / код 8704213908 | 15% | 25% |
Бывшие в эксплуатации автомобили для перекачки бетонного раствора / код 8705903005 | 15%, но не менее 2.4 евро за см3 | 4,4 евро за см3 |
Новые транспортные средства (типа «форвардёр») с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с полной массой транспортного средства более 5 т, оборудованные погрузочно-разгрузочным устройством, предназначенные для перемещения лесоматериалов от места валки деревьев до лесопогрузочного пункта или лесовозной дороги / код 8704329101 | 15% | 25% |
Новые моторные транспортные средства для перевозки грузов, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с полной массой транспортного средства более 5 т / код 8704329109 | 20% | 25% |
Моторные транспортные средства для перевозки грузов с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с полной массой транспортного средства не более 5 т, с рабочим объёмом двигателя не более 2800 см3, бывшие в эксплуатации, прочие / код 8704319908 | 20% | 25% |
Транспортные средства пожарные бывшие в эксплуатации / код 8705300005 | 5%, но не менее 0,6 евро за см3 | 4,4 евро за см3 |
Автомобили грузовые аварийные бывшие в эксплуатации / код 8705901005 | 15%, но не менее 0,6 евро за см3 | 4,4 евро за см3 |
Прочие моторные транспортные средства специального назначения (например, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками), кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов бывшие в эксплуатации / код 8705909005 | 5%, но не менее 0,4 евро за см3 | 4,4 евро за см3 |
Приведем наглядный пример:
Необходимо провести таможенной оформление тягача 2008 года выпуска, с двигателем 408 л/с (12900 см3) и стоимостью 32 000 евро.
По новым тарифам покупатель заплатит 11500 евро (таможенная пошлина + НДС 18%), а по старым тарифам он бы потратил на уплату пошлины и налога 38 800 евро.
В целом ситуация с размерами таможенных пошлин для покупателей грузовой и сельскохозяйственной техники по ряду наименований изменилась в лучшую сторону, если бы не вступление в силу Постановления Правительства РФ № 870 об уплате утилизационного сбора. С текстом постановления, ставками и технологией его расчёта вы можете ознакомиться в этом разделе нашего сайта.
Подробно со всеми произошедшими изменениями можно ознакомиться в Едином Таможенном тарифе ТН ВЭД ТС редакции 2012 года.
По этой ссылке вы можете скачать для сравнения старые ставки ТН ВЭД РФ от 27 ноября 2006 года.
Источник
Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ, ТН ВЭД ЕАЭС) (утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года № 54) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.05.2021 г.)
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 февраля 2021 года № 13 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования , но не ранее даты вступления в силу решения Совета Евразийской экономической комиссии о внесении изменений в некоторые решения Совета Евразийской экономической комиссии в отношении отдельных видов драгоценных и полудрагоценных камней);
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 апреля 2021 г. № 47 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования , но не ранее даты вступления в силу решения Совета Евразийской экономической комиссии о внесении изменений в перечень товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин в отношении отдельных видов ламп светоизлучающих диодных (LED);
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 мая 2021 года № 59 (вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования , но не ранее даты вступления в силу решения Совета Евразийской экономической комиссии о внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, а также в некоторые решения Высшего Евразийского экономического совета и Совета Евразийской экономической комиссии в отношении отдельных товаров, используемых для производства солнечных батарей)
Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) — свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
См. перечень товаров , в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин (утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 года № 59), Перечень товаров, в отношении которых применяются ввозные таможенные пошлины, размер ставок и срок их действия, утвержденный приказом Министра национальной экономики РК от 9 февраля 2017 года № 58
Источник